Среда, 25.06.2025, 22:42
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

РПО учителей русского языка и литературы

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [23]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Методы стимулирования и мотивации учащихся учебно-познавательной деятельности учащихся

    Методы стимулирования и мотивации

    учебно-познавательной деятельности  учащихся

      Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.

          Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе - мотивационной функции любого метода обучения.         

       Методы стимулирования и мотивация учения  стали предметом углубленного внимания со стороны не только психологов, но и дидактов. Стимулом психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, т.е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием внешних стимулов, но и под влиянием самой личности школьника, его прежнего опыта, потребностей .  Один и тот же стимул может по-разному сказаться на мотивах разных учеников в зависимости от их отношения к этому стимулу, готовности отозваться на него и даже от настроения, самочувствия ученика .

             В учебном процессе очень важно добиваться, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание и активность учеников в овладении новым учебным материалом.
    Известно, что под стимулированием в обучении понимается  побуждение учеников к активной учебной деятельности. Стимулирование связано с непосредственными  действиями педагога, который сознательно влияет на учеников, вызывая у них определенные мотивы учения.  Любая деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие мотивы, вызывающие желание действовать с полной отдачей сил, преодолевать затруднения, неблагоприятные условия, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение к учебной деятельности, которая протекает более успешно, если у учеников сформированы положительное отношение к учению, познавательный интерес, потребность в приобретении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности .  
           В самом названии "методы стимулирования и мотивации” находит отражение взаимодействия учителя и учеников,  обеспечивающее необходимую мотивацию учебной деятельности обучаемых.
     

    Чтобы выработать у школьников  мотивы  учебной деятельности, педагог использует весь арсенал методов обучения. Методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие функции:

    обучающую,

    развивающую,

    воспитывающую,

    побуждающую (мотивационную) и

    контрольно-коррекционную.

        Посредством метода достигается цель обучения – в этом его обучающая функция, обусловливаются те или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитывающая функция). Метод служит для учителя средством  побуждения учащихся к учению, является главным стимулятором познавательной деятельности .

    В этом случае функция стимулирования выступает на первый план, способствуя осуществлению образовательной функции всех других методов обучения.

       Все это дает основание говорить о наличии специальной группы методов обучения – методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.

             Эти методы имеют внешний план – влияние педагога и внутренний – развитие у школьников  положительных мотивов учения, т.е. самостимулирование.

          Эту группу можно условно подразделить на две большие подгруппы.

    В первую из них отнести методы формирования познавательных интересов учащихся, во вторую – методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении.

     Методы, стимулирующие  формирование познавательных интересов

    1. Стимулирующее влияние наглядности, благодаря которой повышается интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждаются новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики проявляют повышенный интерес к лабораторным и практическим работам, которые, в этом случае выступают как стимуляторы активности в учении.   

    2. Ценным стимулирующим качеством обладают проблемно-поисковые методы, особенно в тех случаях, когда проблемные ситуации соответствуют учебным возможностям школьников, т.е. доступны им для самостоятельного разрешения.

     3.При известных условиях стимулирующее влияние оказывают дедуктивные и индуктивные методы. При известных условиях стимулирующим влиянием обладают дедуктивные и индуктивные методы. Когда, например, учащиеся с помощью дедуктивных рассуждений овладевают единым, общим способом рассмотрения многих задач по математике, осознают, что они овладели некоторым универсальным средством, с помощью которого можно решить многие конкретные задачи, это вызывает у них мощный прилив энергии. Точно также индуктивные рассуждения, которые широко опираются на данные из окружающей действительности, учитывают по принципу апперцепции жизненный и научный опыт, активизируют действия учеников.

     4.Методами, стимулирующими интерес к учению, являются и занимательные аналогии  например, в период обучения грамоте, дети проводят аналогию букв русского алфавита  с предметами встречающиеся в повседневной жизни, в окружающем  мире, при рассмотрении подъемной силы крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы,

     5.Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций.

             Игра давно уже – используется в обучении как средство возбуждения интереса к учению.  В данном случае игра является стимулятором, активизируя собственно учебную деятельность школьников, направленную на решение тех или иных учебно-образовательных задач. Например, изучение числа 6 и цифры 6  через театрализацию сказки « Репка».  

             Существуют также деловые игры.  Педагогическая суть деловых игр- активизировав мышление, повысить самостоятельность, внести дух творчества в обучение.

             Деловые игры необходимо готовить, имея в виду не только сам материал, но и особенности учеников. Начинать следует с имитационных (подготовительных) упражнений.

     Их цель – предоставить ученикам возможность в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, законе.

            В  своей практике я   использую игры с познавательным содержанием. Например, это игра- викторина, игра-путешествие. брейн-ринг, аукцион знаний, семинар знатоков, с помощью которых поддерживаю познавательный интерес в учебной деятельности.

    6. К методам стимулирования и мотивации учения можно отнести также метод создания ситуаций познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Принято говорить, что в споре рождается истина.

    Включение учеников в ситуации научных споров не только углубляет их знания по соответствующим вопросам, но и непроизвольно приковывает их внимание к теме, вызывает новый интерес к учению. Ситуации спора, учебные дискуссии создаются преподавателем и во время  изучения обычных учебных вопросов на любом  уроке. Тогда учебный спор становится методом стимулирования интереса к учению.

     Спор вызывает повышенный интерес на уроках  математики в первом классе при изучении темы «Больше, меньше», на уроках окружающего мира « Жалобная книга»  природы . Учебные дискуссии  я создаю  в момент изучения обычных учебных вопросов  на любом уроке.  Для этого специально предлагаю ученикам высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения.

     7. Действенным методом стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих затруднения в учёбе. Известно, что без переживания удовлетворения от достижения успеха невозможно по-настоящему  рассчитывать на продвижение в учебе и преодоление учебных затруднений.

     Вот почему опытные учителя так подбирают задания для школьников, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных.  С этой целью используют,    Ситуации успеха , которые создаю путём дифференцированной  помощи школьникам в выполнении учебного задания одной и той же сложности.

     Ситуации успеха организуются учителем и путем поощрения школьников .  Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной моральной психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий.  Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется уверенностью в себе, без чего невозможны дальнейшие учебные успехи.

     8. Метод эмоционального стимулирования учения - создание в учебном процессе ситуаций занимательности, т.е. введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Особое внимание  обращаю на то, что  при подходе к изучению темы   работаю над тем, чтобы вызвать у учеников интерес к её изучению. Не упускаю возможности тщательно продумать начало урока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, удивительностью, которая позволяет затем удачно организовать изучение нового материала. Применяю для этого  "интригующее начало урока”, "эмоциональная завязка урока”, "активизация внимания к новой теме”. 

    Например, ребусы, загадки, кроссворды, скороговорки, юмористические рассказы. В этих заданиях не простое возбуждение эмоциональности, а элементы занимательности, удивления, необычности, так как занимательность необходима на уроке не для того, чтобы вызвать смех или расслабленность, она должна способствовать активизации познавательной деятельности, а не отвлекать от неё.

     Особое значение методы стимулирования приобретают в первые годы обучения в школе. Психологические особенности  детей младшего школьного возраста таковы, что, с одной стороны, они проявляют высокую любознательность, а с другой - быстро отвлекаются, утомляются в процессе учебной деятельности. Поэтому здесь весьма важно поддерживать постоянный интерес к учению, организовывать ситуации эмоциональной разрядки, предупреждать переутомление маленьких школьников. Для этого я использую упражнения на тренажёрах для глаз,  видеофизминутки  для глаз с музыкальным сопровождением, видеофизминутки  с элементами танца.

    Методы стимулирования нашли самое широкое применение в моей работе. первым   шагом на пути к  формированию познавательного интереса. познавательной деятельности учащихся

       Таким образом, я кратко охарактеризовала  большую группу методов стимулирования интереса к учению: методы создания ситуаций эмоционально- нравственных переживаний, ситуации занимательности,

    познавательной новизны, познавательного спора; методы анализа жизненных ситуаций, познавательных игр, учебных дискуссий, создания ситуаций успеха .

      Эти методы применяются одновременно с другими методами в организации учебно-познавательной деятельности (словесными, наглядными,   практическими ), придавая им качественно новое стимулирующее влияние. Знание  методов стимулирования учебной деятельности школьников, позволяет мне в каждом конкретном случае избирать те из них, которые наилучшим образом соответствуют решаемым учебно-воспитательным задачам, особенностям учеников, степени развитости у них познавательного интереса, с тем, чтобы перевести его на новый, более высокий уровень.

     9. Методы,  направленные  на формирование чувства долга и ответственности в учении

    Однако процесс обучения опирается не только на мотив познавательного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди которых особенно значимыми являются мотивы долга и ответственности   школьников в учении. Эти мотивы позволяют ученикам преодолевать неизбежные затруднения в учении, испытывать радость от их преодоления.

    Методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении. Причём мотивы долга и ответственности касаются не только широкого общественного плана - долг перед Родиной, но и ответственности перед коллективом, учителями, родителями и перед самим собой, стремления получить их оценку, одобрение, желание занять должное место в учебном коллективе класса. Например, умственный труд  самый тяжелый труд для человека. Мечтать- легко и приятно, но думать - трудно. Серьезный умственный труд утомляет непривычного человека быстрее, чем самый сильный труд физический. Поэтому организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно. Вместе с этой привычкой трудиться умственно, приобретается и любовь к такому труду .

    Такой труд должен внушать воспитаннику уважение, привычку и любовь к труду. Серьёзный труд всегда тяжёл.

      Наличие мотивов долга и ответственности создает благоприятную основу для последующего возникновения интересов, связанных с радостью преодоления учебных затруднений. Мотивы долга и ответственности я формирую с помощью  разъяснения школьникам общественной и личностной значимости учения; предъявляю требования о соблюдении и выполнении школьниками своего долга.

          Я как наставник формирую хорошие привычки, поощряю за успешное, добросовестное выполнение своих обязанностей;     указываю  на недостатки,  с тем чтобы вызвать более  ответственное отношение к учению. Очень важно подчеркнуть, что методы формирования мотивов долга и ответственности в учении практически совпадают с методами воспитания школьников.

         Таким образом, видим, что метод стимулирования долга в учении,  предъявления  требований к учащимся,  поощрение,  тактичное указание на недостатки позволяет  учителям более целостно подходить к проектированию обучения на уроках.

      Вывод

       Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях:

     во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности;

    во-вторых, многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала (учебно-познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования).
             К кому, как не к своему старшему товарищу, педагогу, обратится ученик за помощью? И мы должны помочь им во многом разобраться - в жизненных различных ситуациях, в самом себе, во всякого рода конфликтах. Но стать таким другом непросто. Чтобы снискать у своих учеников авторитет и уважение, нужно хорошо понимать своих ребят, видеть в них не только будущих мастеров, которым передаешь свой опыт, а прежде всего в каждом - Человека, Личность. Если удастся завоевать уважение, авторитет у своих воспитанников, это большое счастье для педагога .

     

     

     






    Источник: http://интернет
    Категория: Мои статьи | Добавил: tatyvit (20.10.2013)
    Просмотров: 20558 | Теги: Методы стимулирования, мотивация, учебно-познавательная деятельность | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: