Суббота, 28.06.2025, 07:26
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

РПО учителей русского языка и литературы

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Александр Башлачёв

    27 мая 1960 года родился Александр Башлачёв (ум. 1988), русский поэт, автор и исполнитель песен.
    Один из героев Ремарка удивлялся, почему это до сих пор не пришло никому в голову поставить памятник луне или цветущему дереву. Наверное, потому, что дерево и луна существуют как бы вне времени. Вне исторических категорий, дат и имен, которые хранит наша память.Я всегда удивлялся, насколько случаен и прихотлив этот самый исторический выбор. Вряд ли стоит искать логику в исторических предпочтениях. От одних остаются громкие имена, толстые тома сочинений. От других – что-то неуловимое, как ветер в пустой комнате. Иногда – почти ничего. Но и те и другие достойны того, чтобы о них помнили.
    Александр Башлачёв был невысокого роста. Многим запомнилась его застенчивая улыбка. Он носил на шее три маленьких колокольца, играл на гитаре и писал удивительные стихи. Родился в Череповце, прожил двадцать семь лет и покончил с собой в Ленинграде, выбросившись из окна. После его смерти осталось около шестидесяти стихотворений. Почти все они уместились в тонкой книжке, изданной в девяностом году.
    "Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт" – в этих словах Высоцкого нет, по-моему, пафоса. Только горечь, граничащая с издёвкой. Мол, живой поэт – вроде как неполноценный. А вот страдания и жизненная драма придают истинную цену стихам. То есть смерть как бы оправдывает поэзию. Делает её правдой в глазах требовательного потомства.На мой взгляд, это извращённая логика. Ведь настоящая поэзия не нуждается в оправданиях и доказательствах своей правоты. Стихи – как луна и цветущее дерево – должны быть лишены показного трагизма, чужды дешёвым эффектам.Трудно говорить о популярности Башлачёва. Хотя в Москве и Ленинграде он встретил самый тёплый приём. Пел в театре на Таганке и на Ленинградском рок-фестивале, слышал восторженные отзывы Александра Градского, Андрея Вознесенского, Артемия Троицкого, Бориса Гребенщикова... Но держался особняком от многочисленных бардов, поэтов, рок-исполнителей. В лексиконе великого Станиславского бытовал такой термин – "публичное одиночество". Артисту каким-то образом удаётся быть одиноким в присутствии десятков, сотен людей. Люди в зале тоже одиноки, каждый по-своему. И артист выражает то, на что слов у них не хватает. Это его дар, его счастье, его обязанность. Вот поэтому и счастливы люди в его присутствии. То есть пока он на сцене... В феврале восемьдесят восьмого Башлачёва не стало. "Поэты живут и должны оставаться живыми", – пел он в ответ на слова Высоцкого.
    Термин "публичное одиночество" вспомнился мне, когда показали по телевизору концерт памяти Башлачёва. Сколько людей, оказывается, любили поэта, хотели ему помочь, тепло к нему относились. Но это не мешало Башлачёву петь такие, например, вещи:

    Я с малых лет не умею стоять в строю.
    Меня слепит солнце, когда я смотрю на флаг.
    И мне надоело протягивать вам свою
    Открытую руку, чтоб снова пожать кулак.

    Незадолго до смерти Башлачёва поразила немота. Не физическая, а поэтическая. Он почти не писал и старался не выступать со старыми песнями. Целых два года (те самые, за которые сочинил почти все свои вещи) Башлачёв жил в таком напряжении, что истощение не могло не наступить. Он отдал слишком много и слишком быстро. Да и вообще чудо не может длиться всегда и тем более – стать профессией. Чудо длится мгновение – жизнь многим дольше. Как и память о чуде.

    "Я знаю, – говорил Башлачёв, – душа начинает заново маяться на земле, как только о её предыдущей жизни все забыли. Души держит на небесах энергия памяти". Эта "энергия памяти" и есть, наверно, любовь. "Нет тех, кто не стоит любви", – поётся в одной из лучших его вещей. Действительно, таких людей нет.

    Когда мы вдвоем

    Когда мы вдвоем
    Я не помню, не помню, не помню о том,
    На каком мы находимся свете.                                                                                                    

    Всяк на своем. Но я не боюсь измениться в лице,
    Измениться в твоем бесконечно прекрасном лице.
    Мы редко поем, мы редко поем,
    Но когда мы поем, поднимается ветер.
    И дразнит крылом. Я уже на крыльце.

    Хоть смерть меня смерь
    Да хоть держись меня жизнь я позвал сюда Гром -
    Вышли смута, апрель и гроза
    Ты только поверь
    Если нам тяжело - не могло быть иначе,
    Тогда почему кто-то плачет?
    Оставь воду цветам. Возьми мои глаза.

    Поверь - ты поймешь
    Как мне трудно раздеться
    Когда тебя нет, когда некуда, некуда, некуда деться
    Поверь - и поймешь
    То, что я никогда
    Никогда уже не смогу наглядеться туда
    Где мы, где мы могли бы согреться,
    Когда будет осень,
    И осень гвоздями вколотит нас в дрожь.

    Пойми - ты простишь
    Если ветрeной ночью я снова сорвусь с ума
    Побегу по бумаге я
    Этот путь длиною в строку, дa строка коротка
    Строка коротка.
    Ты же любишь сама
    Когда губы огнем лижет магия
    Когда губы огнем лижет магия языка.

    Прости - и возьмешь
    И возьмешь на ладонь мой огонь
    И все то, в чем я странно замешан
    Замешанo густо. Раз так, я как раз и люблю
    Вольно кобелю
    Да рубил бы я сук
    Я рубил бы всех сук, на которых повешен.
    Но чем больше срублю, тем сильней затяну петлю.

    Я проклят собой
    Oсиновым клином живое, живое, живое восстало в груди
    Все в царапинах да в бубенцах
    Имеющий душу да дышит. Гори - не губи
    Сожженной губой
    я шепчу, что, мол, я сгоряча, да в сердцах, я в сердцах
    А в сердцах - да я весь, я в сердцах.
    И каждое бьется об лед, но поет, так любое бери и люби.

    Не держись, моя жизнь,
    смертью после ли измеришь.
    И я пропаду ни за грош
    потому что и мне ближе к телу сума
    Так проще знать честь
    И мне пора
    Мне пора уходить следом песни, которой ты веришь
    Увидимся утром, тогда ты поймешь все сама.

    А.Башлачев


    Поэты живут. И должны оставаться живыми.
    Пусть верит перу жизнь, как истина в черновике.
    Поэты в миру оставляют великое имя,
    затем, что у всех на уме - у них на языке.
    Но им все трудней быть иконой в размере оклада.
    Там, где, судя по паспортам - все по местам.
    Дай Бог им пройти семь кругов беспокойного лада,
    По чистым листам, где до времени - все по устам.

    Поэт умывает слова, возводя их в приметы
    подняв свои полные ведра внимательных глаз.
    Несчастная жизнь! Она до смерти любит поэта.
    И за семерых отмеряет. И режет. Эх, раз, еще раз!
    Как вольно им петь.И дышать полной грудью на ладан...
    Святая вода на пустом киселе неживой.
    Не плачьте, когда семь кругов беспокойного лада
    Пойдут по воде над прекрасной шальной головой.

    Пусть не ко двору эти ангелы чернорабочие.
    Прорвется к перу то, что долго рубить и рубить топорам.
    Поэты в миру после строк ставят знак кровоточия.
    К ним Бог на порог. Но они верно имут свой срам.
    Поэты идут до конца. И не смейте кричать им - Не надо!
    Ведь Бог... Он не врет, разбивая свои зеркала.
    И вновь семь кругов беспокойного, звонкого лада
    глядят Ему в рот, разбегаясь калибром ствола.

    Шатаясь от слез и от счастья смеясь под сурдинку,
    свой вечный допрос они снова выводят к кольцу.
    В быту тяжелы. Но однако легки на поминках.
    Вот тогда и поймем, что цветы им, конечно, к лицу.
    Не верьте концу. Но не ждите иного расклада.
    А что там было в пути? Метры, рубли...
    Неважно, когда семь кругов беспокойного лада
    позволят идти, наконец, не касаясь земли.

    Ну вот, ты - поэт... Еле-еле душа в черном теле.
    Ты принял обет сделать выбор, ломая печать.
    Мы можем забыть всех, что пели не так, как умели.
    Но тех, кто молчал, давайте не будем прощать.
    Не жалко распять, для того, чтоб вернуться к Пилату.
    Поэта не взять все одно ни тюрьмой, ни сумой.
    Короткую жизнь. - Семь кругов беспокойного лада -
    Поэты идут.
    И уходят от нас на восьмой.

    А.Башлачев
    январь 1986 года