Четверг, 26.06.2025, 16:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

РПО учителей русского языка и литературы

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо

    Технология развития критического мышления через чтение и письмо (технология рефлексивного мышления)
    Модель № 1 (базовая)

    Оборудование: листы А3 (4 шт.), маркеры, Листы А5 (10 шт.), маркеры для б/доски
    Ход занятия:
    j Разминка «Чего бывает только …» (1, 2, 3, 4, 5 …)
    k Разбиение на группы. Принятие правил групп: каждая группа обсуждает 1 правило, которого должны придерживаться все группы (ведущий записывает правила на доске).

    1 этап: ВЫЗОВ (используется прием «покопаемся в памяти»):
    а) актуализация знаний;
    б) активация (индивидуальная, групповая, коллективная работа);
    в) опора на личный опыт;
    г) пробуждение интереса через обсуждение разных точек зрения.

    l Запись на доске темы «…». Ведущий задает вопрос: «Что вы знаете о …». Каждому члену групп необходимо назвать 1 факт из жизни ….

    Ведущий в это время записывает все версии на доске, попутно систематизируя ответы по категориям.

    m Когда все версии записаны на доске, начинается коллективное обсуждение – что из перечисленного, как кажется, правда, а что домысел?

    2 этап: ОСМЫСЛЕНИЕ (используются приемы «чтение с пометками», «маркировочная таблица»):
    а) неотвлеченное чтение за счет установок;
    б) эмоциональное включение;
    в) отслеживание собственного понимания текста.

    n После обсуждения ведущий выдает всем присутствующим тексты по теме.

    Каждому члену группы необходимо читая, делать пометки (5-7 минут):

    «P» – совпало с имеющимися знаниями;
    «-» – не совпало (появилось противоречие)
    «+» – в ходе чтения получены новые знания
    «?» – остались вопросы; требуется дополнительные пояснения; появилось жела­ние узнать больше.

    3 этап: РЕФЛЕКСИЯ (используется прием «составление кластеров»):
    а) теоретическое осмысление собственной деятельности;
    б) корректировка и систематизация знаний.
    o После пометок в тексте индивидуально заполняется маркировочная таблица (4-5 минут): P - + ?


    p В группах начинается обсуждение совпадений по столбцам + и ?.

    q Каждая группа высказывает по 2 момента, по которым остались вопросы, о которых хотелось бы узнать дополнительную информацию – д/з.

    r Каждой группе необходимо полученную информацию систематизировать и представить в виде схемы, кластеров, графов.


    Модель № 2 (стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ»)

    Известные психологи Дж. Брэндсфорт и Д. Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его – «ИДЕАЛ». Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации.

    1 этап. Интересно, в чем проблема?

    Сформулируем проблему занятия в виде вопроса, начинающегося со слова: «Как?»

    2 этап. Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

    Итак, проблема сформулирована, необходимо в течение заданного времени сформулировать и записать как можно больше вариантов решения проблемы.
    (Учащиеся индивидуально отвечают на вопрос письменно).

    3 этап. Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?

    Необходимо отметить в своем списке знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их? Если по поводу какого-то есть сомнения, то нужно обозначить его как «+?»

    4 этап. А теперь сделаем выбор!
    Из выбранных приемлемых, отмеченных «+» способов решения проблемы нужно выбрать наилучший и обосновать его. Это и есть ИДЕАЛьное решение.

    5 этап. Любопытно, как это будет выглядеть на практике?
    Необходимо данное решение реализовать на практике.