Технология развития критического мышления через чтение и письмо (технология рефлексивного мышления)
Модель № 1 (базовая)
Оборудование: листы А3 (4 шт.), маркеры, Листы А5 (10 шт.), маркеры для б/доски
Ход занятия:
j Разминка «Чего бывает только …» (1, 2, 3, 4, 5 …)
k Разбиение на группы. Принятие правил групп: каждая группа обсуждает 1 правило, которого должны придерживаться все группы (ведущий записывает правила на доске).
1 этап: ВЫЗОВ (используется прием «покопаемся в памяти»):
а) актуализация знаний;
б) активация (индивидуальная, групповая, коллективная работа);
в) опора на личный опыт;
г) пробуждение интереса через обсуждение разных точек зрения.
l Запись на доске темы «…». Ведущий задает вопрос: «Что вы знаете о …». Каждому члену групп необходимо назвать 1 факт из жизни ….
Ведущий в это время записывает все версии на доске, попутно систематизируя ответы по категориям.
m Когда все версии записаны на доске, начинается коллективное обсуждение – что из перечисленного, как кажется, правда, а что домысел?
2 этап: ОСМЫСЛЕНИЕ (используются приемы «чтение с пометками», «маркировочная таблица»):
а) неотвлеченное чтение за счет установок;
б) эмоциональное включение;
в) отслеживание собственного понимания текста.
n После обсуждения ведущий выдает всем присутствующим тексты по теме.
Каждому члену группы необходимо читая, делать пометки (5-7 минут):
«P» – совпало с имеющимися знаниями;
«-» – не совпало (появилось противоречие)
«+» – в ходе чтения получены новые знания
«?» – остались вопросы; требуется дополнительные пояснения; появилось желание узнать больше.
3 этап: РЕФЛЕКСИЯ (используется прием «составление кластеров»):
а) теоретическое осмысление собственной деятельности;
б) корректировка и систематизация знаний.
o После пометок в тексте индивидуально заполняется маркировочная таблица (4-5 минут): P - + ?
p В группах начинается обсуждение совпадений по столбцам + и ?.
q Каждая группа высказывает по 2 момента, по которым остались вопросы, о которых хотелось бы узнать дополнительную информацию – д/з.
r Каждой группе необходимо полученную информацию систематизировать и представить в виде схемы, кластеров, графов.
Модель № 2 (стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ»)
Известные психологи Дж. Брэндсфорт и Д. Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его – «ИДЕАЛ». Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации.
1 этап. Интересно, в чем проблема?
Сформулируем проблему занятия в виде вопроса, начинающегося со слова: «Как?»
2 этап. Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!
Итак, проблема сформулирована, необходимо в течение заданного времени сформулировать и записать как можно больше вариантов решения проблемы.
(Учащиеся индивидуально отвечают на вопрос письменно).
3 этап. Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?
Необходимо отметить в своем списке знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их? Если по поводу какого-то есть сомнения, то нужно обозначить его как «+?»
4 этап. А теперь сделаем выбор!
Из выбранных приемлемых, отмеченных «+» способов решения проблемы нужно выбрать наилучший и обосновать его. Это и есть ИДЕАЛьное решение.
5 этап. Любопытно, как это будет выглядеть на практике?
Необходимо данное решение реализовать на практике.