Четверг, 26.06.2025, 19:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

РПО учителей русского языка и литературы

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [23]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Проверяем правильно. Памятка для экспертов ЕГЭ

    Проверяем правильно. Памятка для экспертов ЕГЭ

    Негрубые ошибки (две негрубые ошибки = одна)

    1.       Исключения из правил: ветреный, цыганский.

    2.       Прописная буква в собственных названиях: Тверской государственный университет, Великая Отечественная война.

    3.       Слитное-раздельное написание наречий типа по одному, поодиночке, на ощупь, наобум, в разлив.

    4.       НЕ с прилагательными и причастиями в роли сказуемых:Эти трудности неустранимы. Диплом недействителен.

    5.       В случае трудного различения НЕ и НИ: Не кто иной, как…Куда он только не обращался! Куда  он ни обращался, нигде помочь ему не могли.

    6.       В собственных именах нерусского происхождения:Боккаччо, Мери и Бэла.

    7.       В случае пропуска одного из сочетающихся знаков препинания: Подарок, о котором он мечтает, - это глобус.

    8.       Отсутствие точки в конце предложения .

    9.       В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой, например: Он знак подаст , и все хохочут.

     

              Однотипные ошибки (первые три = одна, каждая следующая – отдельная ошибка)

                  Это ошибки на одно и то же правило, на один вариант орфограммы: в одних и тех же фонетических и   морфологических условиях: толчёк, *смешён, *парчёвый , *общё = две ошибки ; *чёпорный,* никчомный, *изжёга = одна ошибка ; *ночовка, *лишон, *стережот, *копчоности, *поражон три ошибки ,   НО: *раздроженный, * очеровать  =две отдельные ошибки.

                 Если написана неверная   буква в одной и той же корневой морфеме, это одна ошибка: зачеруй, *очерован, *очированный.

                 Если в одном слове с непроверяемыми написаниями допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну : * аппеляция = одна ошибка , НО: *об апелляцие = две ошибки.

            Понятие   однотипных ошибок не распространяется на пунктуационные ошибки.

     

                                           Ошибки отмечаются, но не влияют на отметку

    1.       Явные описки :   рапотает, роман стоится.

    2.       В переносе слов: кла-ссный, по-ймать, о- глядел, пок-рыл.

    3.       Буквы Е/Э в заимствованных словах и собственных именах   рэкет, пленер, Мариетта.

    4.       Н/НН в кратких отглагольных причастиях и прилагательных:взволнова(Н,НН)ы.

    5.       Прописная/строчная   буква в словах, связанных с религией: Б(б)ог, С(с)вященный С(с)синод, Р(р)ождество.

    6.       При переносном употреблении собственных имен: Все мы немного о(О)бломовы.

    7.       Написание фамилий с первыми частями ДОН: Дон Кихот, дон Педро.

    8.       Дефис и его отсутствие в сложных заимствованных словах : люля-кебаб, бефстроганов, гуляй-поле, перекатиполе.

    9.       Отсутствие тире в неполных предложениях.

    10.   Пропуск многоточия в цитатах при пропуске слов.

    11.   Замена одного знака препинания другим.

    12.   Наличие или отсутствие запятой   между союзом А   и вводным словом.

    13.   Замена знака препинания при выделении   вводных предложений (вставных конструкций).

    14.   Лишний дефис при приложении: старик-извозчик

    15.   Лишняя запятая после вводного слова в начале обособленных конструкций : Герои этого времени, например( ,) Чацкий , - резонеры.

    16.   Лишняя запятая перед вводным словом, завершающим обособленную конструкцию : В этой семье представители самых разных профессий, врачей и юристов( ,) в частности.

    17.   В передаче авторской пунктуации .

    Ошибки фактические - разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по обсуждаемой теме, приводит факты, противоречащие действительности, напр.: «Вот Пушкин – известный русский поэт, где он только не эмигрировал!», «Базаров- герой одноименной повести Толстого», «Ленский вернулся в свое имение из Англии», «О Русь моя, мечта моя, любил ли кто тебя, как я?». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например:«Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»«Если честно сказать, то в России теперь только один процент русских», «Каждая буква столько тебе сообщает!!!»

                 Этические ошибки – проявление речевой агрессии, грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов:   «Этот текст меня бесит». «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Прочитав этот дурацкий текст, я продумал, какая в нем проблема», «Мне хочется поблагодарить автора: он довольно четко и грамотно описал сложную ситуацию». Ср.: не являются этическими ошибками: Автор раскрывает в тексте тему наглости. Гастелло врезался в эшелон вражеских самолетов.

               Логические ошибки – ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи при сопоставлении (противопоставлении) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении: Княжна Марья Болконская очень суеверна: она постоянно учится, очень много читает   и молится. Жизнь Есенина закончилась не начавшись. Давайте мы станем уникальными   и будем побуждать к этому всех вокруг. На примере   судьбы Василия Федотова автор показывает лицо нашего народа. Позиция автора неясна, и поэтому я с ней полностью согласна. Текст написан неграмотным литературным языком.

    К логическим ошибкам относятся и композиционно-текстовые, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения:   отсутствует логическая связь вступительной или заключительной части с основной или эта связь слабо выражена, нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения, например:

    А. Неудачное начало : С особенной силой этот эпизод описан в романе…

      Б. Ошибки в  средней части.

    а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении – логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.

    б) Отсутствие  последовательности  в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений – логическая ошибка: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна.  Комедия «Недоросль»  имеет  большое значение в наши дни. В комедии Простакова является   отрицательным   типом.   Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных.  Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.

    в) Использование разнотипных  по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности – логическая ошибка:

    Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету.  Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря  обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.

    В. Неудачная концовка (дублирование вывода ) – логическая ошибка:

    Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.

    Речевые ошибки – ошибки, представляющие собою неверное или не самое удачное использование в определенном тексте слов и фразеологизмов. Выпускники нарушают требование коммуникативной   точности высказываний, употребляя слова   в несвойственном им значении или без должного учета стилистических, эмоционально-экспрессивных свойств   выражений.



    Источник: http://www.proshkolu.ru/club/lit/blog/368883/
    Категория: Мои статьи | Добавил: tatyvit (09.02.2013)
    Просмотров: 896 | Теги: типы ошибок | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: