Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал двумя главными задачами Церкви, общества и государства в сфере образования повышение компетентности участников процесса и нравственное воспитание молодежи. «Совместная задача Церкви, общества и государства состоит, во-первых, в повышении уровня компетентности всех участников образовательного процесса (не на уровне пользовательских навыков, а в форме полноценного обладания знаниями и умениями сопрягать информацию из различных сфер с практикой). Вторая составляющая нашей миссии — воспитательная: мы должны вместе формировать духовно сильное и нравственно здоровое юношество», — заявил Патриарх, открывая XX Международные Рождественские образовательные чтения в Гостином дворе. Патриарх Кирилл напомнил, что еще «первый в истории профессор», известный римский оратор Марк Фабий Квинтилиан писал, что «неправильное воспитание и обучение, невнимание к гармоничному развитию человека приводит к падению нравов в обществе и кризису государства». «Подобно тому, как госпожа Простакова из бессметной комедии Фонвизина удивлялась, зачем дворянину учить географию, если извозчики и так знают, куда везти, современные юноши и девушки не считают нужным по-настоящему запоминать что-либо и учить, ибо вся информация в полном объеме добывается простым нажатием кнопки Enter», — отметил он. Такой подход к знаниям и информации, по его словам, делает человека надменным и ставит в опасное положение с нравственной точки зрения и с точки зрения бытовой безопасности. «Все большую популярность получает убеждение, что для юного человека овладение технологиями и последними данными важнее систематического, глубинного изучения науки и культуры. Воспитательная же компонента в образовании и вовсе зачастую оказывается сокращенной в целях экономии времени для новых дисциплин», — констатировал Патриарх Кирилл. Однако именно фундаментальное образование и нравственное воспитание, а не набор информации и технологий, по убеждению Патриарха Кирилла, создают личность и цивилизацию. «Народные песни, сказки, пословицы, поговорки приобщают человека к ценностям его народа, региона. Классическая литература содержит примеры нравственного поведения и формирует навык умозрительного прогнозирования. Именно за счет приобщения к литературному, художественному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация», — резюмировал Патриарх.